Программы ОО "БРПО"

Программа «Гражданин страны Пионерия»

 

Программа «Гражданин страны Пионерия» комплексная программа воспитательной деятельности в детском объединении.

Она является:

  • образовательной, т.к. дает возможность получить новые звания, умения, навыки, развить положительные личностные качества;
  • социально-педагогической, т.к. решает проблему, социальной адаптации детей и подростков, направлена на обеспечение прав личности на деятельность в рамках общественной организации;
  • организационно-педагогической, т.к. создает условия для эффективной организации
    деятельности пионерских организаций разного уровня;
  • межведомственной, т.к. предполагает взаимодействие пионерской организации с органами управление образования всех уровней, образовательными учреждениями различных типов.

Цель программы

Создание оптимальных условий для воспитания у детей и подростков ответственности перед настоящим и будущими поколениями, Родиной за результаты своей деятельности, развитие социального творчества.

Задачи:

Педагогические:

     •   развитие социальной активности и ответственности, стремления к поиску нового и способности находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных

ситуациях;

  • развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма;
  • расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края;

 • сохранение традиции преемственности поколений, наполнение ее новым содержанием;

  •  формирование лидерского потенциала организации, ступеней его развития и реализации.

Кадровые:

  •   создание системы взаимодействия различных социальных институтов   для реализации программы;

 • создание системы обучения и стимулирования старших вожатых, методистов, руководителей работы по программе.

 

          Информационные:

 • обеспечение возможности многостороннего; обмена информации между всеми участниками программы;

  •  создание информационного банка методик, технологий; данных о детских и подростковых организациях и объединениях, участвующих в работе по программе,  локальных программах, их авторах, руководителях, лидерах;

  • привлечение средств массовой информации к освещению хода реализации программы, интересного опыта работа; наиболее творческих педагогов;
  • издание печатной продукции (в том числе, периодических изданий) для обеспечения эффективной деятельности по программе;
  • установление региональных связей с другими детскими объединениями,
    объединениями, формирование банка, координация общих усилий различных организаций по осуществлению совместной деятельности.

Принципы реализации программы:

Принцип демократизации — создание предпосылок для развития активности и инициативы детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения, развитие самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по программе на всех уровнях.

Принцип прогностичности - работа на перспективу, обеспечение эффективного развития пионерской организации как воспитательной системы, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества.

Принцип дифференциации и индивидуализации - обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.

Принцип развития - каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий. Этот принцип реализуется через деятельность каждого ребенка - участника программы в зоне его ближайшего развития (каждый этап — ступенька роста).

Принцип непрерывности, комплексности и последовательности — развитие деятельности по программе в единой системе от простого к сложному, отказ от разовых не взаимосвязанных мероприятий, взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства.

Принцип вариативно-программного подхода — создание городских, районных программ, адаптированных программ деятельность первичных пионерских объединений с учетом особенностей развития конкретного коллектива.

Принцип специфичности пионерства - учет в конкретной ежедневной деятельности по программе основных идей, ценностей, традиций пионерской организации, отраженных в программных документах ОО «БРПО».

Участники программы:

Дети и взрослые, первичные пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.

Организаторы программы:

Центральный Совет Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.                                                                       

Направления программы:

Программа включает семь направлений:

«Школа гражданского общества»

«Наша крепкая семья»                                                        '

«Моя дружина»

«Завтра — наука, сегодня — игра»

«Шагая заветными тропинками»

«Пионерский подарок»

«Идущие рядом и чуть впереди»

Первое направление: «Школа гражданского общества»

Гражданское образования является сегодня настоятельной необходимостью. Без знания своих прав и умения их отстоять, понимания обязанностей невозможно полноценное воспитание и развитие личности.

Задачи:

    •   развитие у детей и подростков осознания себя гражданами Республики Беларусь;

    •   формирование и укрепление у участников программы представления о значимости
прав человека в жизни общества, организации, каждого человека;

    •  изучение конкретных норм, выдающих права и свободы человека, применение их на практике при участии в управлении своей организацией;

  • формирование представления о проблемах современности и путях их решения;
  • умение защитить свои права и права других людей.

Основные формы работы:

  • создание проектов «Моя организация и я хозяин в ней»;
  • проведение конкурсов творческих работ «Я знаю свои права»;

 • проведение деловых игр, круглых столов с участием представителей органов государственной власти.

Областные проекты: "Форум юных граждан"

Конкретный результат: Сборник документов «Моя организация и я хозяин в ней» по нормативно-правовому обеспечению деятельности детской организации.

Второе направление: «Наша крепкая семья»

Настоящая: организация не мыслится без связи поколений, от малышей, которые только-только начинают интересоваться жизнью пионерии; самых активных ребят среднего возраста; старшеклассников-помощников организации; наконец, ветеранов пионерии, мудрых и надежных советчиков.

Задачи:

  • создание положительного имиджа пионерской организации для ребят младшего школьного возраста, вовлечение их в интересные и полезные дела;
  • обучение отрядных вожатых;
  • привлечение старшеклассников к работе с пионерами, определение принципов деятельности старшеклассников в пионерской организации; определение приоритетных направлений и форм работы;
  • привлечение  ветеранов пионерского движения к активному сотрудничеству с пионерской организацией.

Основные формы работы:

  • организация работы Советов друзей октябрят (других органов актива,
    ответственных за работу с малышами);
  • разработка проектов и программ деятельности для групп «октябрят»;
  • проведение акций, операций «Пионерский сюрприз малышам», «Доброе дело в подарок», «Помоги маленькому другу»;
  • создание пионерских игровых, концертных коллективов, для младших школьников;
  • создание педагогических отрядов старшеклассников, обучение инструкторов.

Областные проекты: «Академия отрядных вожатых», «Поколение 21», «Я, ты и малыш».

Конкретный результат: Иллюстрированная детская книга «Азбука отрядного вожатого».

Третье направление: «Моя дружина»

Пионерская организация является самостоятельной частью школьной жизни Пионерская дружина особый детский коллектив, объединенный не только общей деятельностью (учеба, труд, отдых), но и общими целями, ценностями, субкультурой.

Задачи:

  • создать  в  каждой дружине  программу деятельности, созвучную с программой районной, областной, республиканской пионерской организации;
  • сделать часть оформления пионерской комнаты своими руками; выработать свои правила общения в организации; праздники, традиции;
  • создать и реализовать систем)' обучения актива организации; присуждения звания «Лучшая дружина».

Основные формы работы:

  • формы коллективного планирования;
  • Школы пионерского актива, в том числе, знаменных групп;
  • конкурсы на лучшую пионерскую комнату (районные, городские);
  • создание летописей дружины;
  • выставки лучших летописей;
  • конкурсы на лучший пионерский талисман;
  • конкурсы-знакомства пионерских песен разных лет;
  • очно-заочная школа пионерских специальностей.

Областные проекты: «Пионерский талисман» «Фестиваль пионерской песни», «Супер-пионер», «Моя дружина», «Лучшая пионерская дружина», «Лучший пионерский отряд».

Конкретный результат: присвоение званий «Супер-пионер», «Лучшая пионерская дружина», «Лучший пионерский отряд», «Лучшая областная пионерская организация».

Четвертое направление: «Завтра - наука, сегодня - игра"

В Республике Беларусь активно развивается юнармейское движение. Какие есть
находки, интересные формы работы, над чем еще стоит поразмыслить и поработать, вот на эти вопросы и найдем мы ответы в этом направлении.      

Задачи:

  • формирование положительного мнения у подростков о белорусской армии;
  • восстановление в подростковой и детской среде традиционных понятий чести, воинского долга, службы Родине;
  • укрепление исторического сознания в чувства национальной гордости;
  • развитие взаимодействия пионерских объединений с воинскими частями.

Основные формы работы:

  • проведение спортивно-патриотических игр, наполнение их гражданским и
    патриотическим содержанием;
  • организация смотров юнармейских отрядов, в том числе профильных, посвященных 60-летию Великой Победы;

    • организация пионерского шефства над одной из воинских частей;

    •    организация выставки летописей «Наша «Зарница».

Областные проекты: спортивно-патриотические игры «Вперед, мальчишки». (для октябрят), «Зарница».

Конкретный результат: Видеофильм «Наша «Зарница».

Пятое направление: «Шагая заветными тропинками».

Туризм и краеведение - важнейшие составляющие пионерской жизни. Пионеры собирают информацию об истории сел, деревень, улиц, помогают школьным музеям в пополнении экспозиций.

Задачи:

  • продолжение работы по изучению истории родного края, посильное участие в его позитивном преобразовании, основы которых заложены при реализации программы «Спадчына»;
  • развитие любви к родному краю, патриотизма.  ,

Основные формы работы:

  • сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры;
  • создание рукописных книг, альбомов о жизни и борьбе пионеров в годы Великой отечественной войны, их вкладе в Победу,
  • проведение конкурсов пионерских краеведческих работ, публикация наиболее интересных из них в школьных, районных, городских, областных и
    республиканских СМИ;
  • овладение туристическими навыками, проведение пионерских соревнований по туризму,
  • проведение пионерских краеведческих конференций.

Областные проекты: «Пионерская краеведческая конференция», «Пионерский музей».

Конкретный результат: Оформление постоянно действующих выставок в школьных, районных, краеведческих музеях, создание республиканского музея пионерской организации.

Шестое направление: «Пионерский подарок»

«Ни дня без доброго дела» таково главное правило пионеров. И нет ничего приятнее, чем получать подарки, особенно, сделанные своими руками.

Задачи:

  • привлечение пионеров к социально значимой деятельности, развитие социальной инициативы;            
  • воспитание уважения к общественно-полезной деятельности, потребности
    бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.

Основные формы работы:

  •      изготовление игрушек, поделок, картин, счетного материала для детских садов, школ-интернатов;

  • изготовление подарков ветеранам;
  • оформление школьных кабинетов, цветников;
  • закладка пионерских скверов, аллей и др.

Областные проекты: Фестиваль пионерской игры, рождественская акция «Добрая дюжина».

Конкретный результат: создание районных (городских) пионерских аллей-скверов.

 

Седьмое направление: « Идущие рядом и чуть впереди».

Вожатый - надежный помощник и друг, наставник и психолог, артист и режиссер. Чтобы эффективно выполнять все эти функции — вожатый должен повышать свое профессиональное мастерство.

Задачи:

  • создание мотивационных условий для профессионального роста вожатых;
  • стимулирование положительных инициатив и творческой активности старших вожатых, выявление и распространение лучшего опыта;
  • создание дифференцированной системы обучения и переподготовки кадров старших вожатых;
  • создание оптимальной системы обучения вожатых в каждом районе.

Основные формы работы:

  • проведение конкурсов профессионального мастерства старших вожатых, педагогов - организаторов, лидеров детских общественных объединений;
  • проведение семинаров, творческих встреч, научно-практических конференций, круглых столов, Школ пионерского вожатого, других форм повышения квалификации.

Областные проекты: «Замечательный вожатый», «Академия вожатского мастерства».

Конкретный результат: Издание сборника "Советы бывалого вожатого».

Механизм реализации программы:

Участники сами вправе выбрать направления деятельности, участвовать в одном или нескольких из них, коллективно или индивидуально. Коллективные участники работают по адаптированным программам дружин, участвуют в районных, городских областных, республиканских мероприятиях, проводимых в рамках программы или по отдельным ее направлениям. Индивидуальные участвуют в работе очно-заочных школ, разнообразных интеллектуально-творческих играх (проводимых в республиканских средствах массовой информации и др.). Ребята из пионерских дружин, являющихся коллективными участниками программы, могут работать и индивидуально.

Участники могут выбрать не только направление, но и уровень работы по программе, последовательно повышать его.

1 уровень — досугово-познавательный. Главная задача на этом уровне — организовать интересный, познавательный досуг, дать первоначальные   знания по содержанию направлений программы, создать мотивацию для более активного осознанного участия. Это эмоционально-мотивационный этап развития личности, адаптационный этап развития социального опыта.

2 уровень - исследовательский, поисковый (эвристический). Главная задача - дать углубленные знания по содержанию направлений программы, научить получать знания самостоятельно, учиться действовать на благо других людей, получать практические навыки. Это интеллектуально-поисковый этап развития личности, этап развития социального опыта: знание о предмете и способах деятельности.

3 уровень — творческий (креативный). Главная задача — создать условия для проявления лидерского, творческого потенциала ребенка, для преобразования его из участника в организаторы работы по программе. Это рефлексивно-созидательный этап развития личности, этап развития социального опыта: опыт деятельности вне стандартных ситуаций.

Ступени роста

Предполагается, что в процессе работы по программе пионерские объединения достигнут определенной степени роста в своем развитии. Это можно выявить и зафиксировать с помощью системы роста:

  • «участник» - объединение участвует в реализации программы;
  • «исполнитель» - выполняют определенную работу, но мало проявляют инициативу;
  • «организатор»  - сами организует работу.

Если индивидуальный участник внес посильный вклад в реализацию программы, участвовал в отдельных делах, проектах, ему присваивается звание «Активист».

Если индивидуальный участник являлся активным участником проекта, явился победителем одного из промежуточных этапов, проявил деловитость и инициативу, ему присваивается звание «Искатель» и он получает значок «За активное участие в программе «Гражданин страны Пионерия».

Если индивидуальный участник является лидером творческой группы, умеет организовать работу по проекту и повести других за собой, отличается добротой, отзывчивостью, ему присваивается звание «Мастер» и он получает значок «За инициативу и творческий поиск в работе по программе «Гражданин страны Пионерия».

На каждом уровне участники программы должны выполнить некоторый объем работ, принять участие в конкурсах, акциях, экспедициях и т.д. Выполняя их получать новые знания, информацию, осмыслить и применить их в своей деятельности. Например, для получения исследовательских навыков участникам программы предлагается самостоятельно или вместе со взрослыми работать в библиотеках, музеях, архивах и др. Результатом этих исследований могут стать отчеты, рефераты, видеоматериалы. Чтобы получить практические навыки необходимо заниматься в творческих коллективах, посещать кружки по интересам, заниматься в очно-заочных школах, овладевать «пионерскими специальностями». Делая каждый день добрые дела (помощь младшим, пожилым людям) дети и подростки также приобретают практические навыки.

В районных, городских, областных Советах пионерских организаций, Советах дружин создаются Штабы по реализации программы, которые организуют работу, фиксируют промежуточные и конечные ее результаты, консультируют ребят, если это необходимо. Награждение и подведение итогов на уровне области проводится один раз в год на Фестивале, в канун Дня пионерской дружбы. Ежегодно проводятся конкурсные мероприятия, в которых участвуют победители районных (городских) или областных туров (в соответствии с положениями).

Периоды работы по программе:

  • организационный (сбор  информации, планирование, презентация, сбор-старт, начало работы);
  • основной (работа по программе на всех уровнях, мониторинг хода реализации);
  • итоговый  (подведение итогов работы, анализ, постановка новых задача).

Ресурсное обеспечение программы:

Подготовка педагогов для работы по программе, реализации проектов, индивидуальной работы с детьми:

  • проведение установочных, проектных,  итоговых семинаров; творческих встреч; круглых столов старших  вожатых,  методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;
  • проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших
    организаторов работы по программе.

Информационное

Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного о программе:

  • выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Гражданин страны Пионерия» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст»;
  • выпуск серии публикаций в средствах массовой информации о работе дружин, лучших старших вожатых;
  • открытие рубрики «Гражданин страны Пионерия» на детских каналах телевидения.

Научно-методическое

Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов:

  • проведение научно-практических конференций;
  • проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы;
  • разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников; издание методических пособий, сценарных разработок;

    •   издание детского адаптированного варианта программы и методического
сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.

Социально-педагогическое

         Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):  

  • анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;
  • разработка пакета социально-педагогической диагностики.

Организационное

Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:

  • разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому
    направлению программы;
  • проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;

     •  организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы.

Материально-техническое

Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.

Годовая циклограмма мероприятий по реализации программы

Сентябрь

  • Сбор-старт программы;
  • Учительский совет;
  • Выездной семинар старших вожатых, методистов-координаторов детских
    организаций;

Октябрь

  • Курсы повышения квалификации педагогов-организаторов
  • Старт игры в газете «Зорька»
  • Сессия очно-заочной школы пионерского актива
  • Академия отрядных вожатых

Ноябрь

  • Фестиваль детских организаций
  • Районные, областные комплексные игры и конкурсы по программе

Декабрь

    •  Пионерская неделя милосердия

Январь

    •  Зональные комплексные игры и конкурсы

Февраль

    •   Фестиваль пионерской игры

Март

  • Фестиваль пионерской песни
  • Районные конкурсы «Замечательный вожатый»

Апрель

  • Пионерская краеведческая конференция
  • Конкурс «Вожатый года»

Май

  • Фестивали по подведению итогов работы по программе
  • Эстафета радости
  • Праздник посвященный Дню пионерской дружбы

Июнь                                                         .

    •  Спортивно-патриотическая игра «Зарница»

Июль

    • Палаточные лагеря активистов работы по программе ~

Август

    •  Сбор пионеров СНГ

Ожидаемый результат

Личностный аспект предполагает пробуждение личностных качеств, стремления к самосовершенствованию, к определению своего места в жизни, приобретение жизненно важных умений и навыков, направленных на сохранение природы, воспитания чувства милосердия к окружающим, чувствам, справедливости и взаимоуважения.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы сотрудничества ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» позволит обеспечить:

  • повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого
    потенциала молодого поколения;
  • укрепление гражданской позиции, чувства патриотизма в детской и
    молодежной среде;
  • повышение авторитета ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» в Республике Беларусь;
  • вовлечение детей, подростков и молодежи в активный процесс совместной практической деятельности;
  • привлечение детей и подростков в ряды ОО «БРСМ» и ОО «БРПО».
  •  

Программа «Игра - дело серьезное»

 

  • Цель программы - использовать потенциал игры для развития групповых и индивидуальных отношений, утверждения социально приемлемых норм взаимоотношений в пионерском коллективе.
  • Сроки реализации программы: 1-й год жизнедеятельности пионерского коллектива.
  • Задачи программы:
  • - наполнить жизнь пионерского коллектива гуманными играми, способными выполнять психотерапевтическую, компенсирующую функцию;
  • - создание ситуаций, в которых необходимо совместно вырабатывать правила, решения, оценивать результаты совместной работы, т.е. обучение взаимодействию;
  • - создать ситуации коллективного переживания, которые сплачивают коллектив, гармонизируют коллективные цели и личные мотивы деятельности.
  • Структура программы:
  • Программа состоит из 2-х частей.
  • 1 часть - "Игродром" - реализуется в пионерских дружинах.
  • 2 часть " "Игротека" - Р(Г)С ПО, ОС ПО и ЦС ОО «БРПО».
  • Механизм реализации программы:
  • 1-я часть: серия индивидуальных и командных состязаний различных по сложности, содержанию, количеству участников, длительности.
  • Планируется как движение отрядов к какой-либо умозрительной цели на карте страны ИКС (игры, конкурсы, состязания).
  • Конкурсы должны быть максимально разнообразными:
  • - по виду деятельности (интеллектуальные, спортивные, трудовые, творческие);
  • - по содержанию (соревновательные, познавательные, сюжетно-ролевые).
  • Для подведения промежуточных итогов используются жетоны, баллы, рисунки-символы.
  • Зачет - командный. Могут подводиться промежуточные итоги. Окончательный итог участия отрядов в программе подводится в апреле на Неделе игры и игрушки.
  • 2-ая часть: реализуется через игровые проекты, направленные на сбор, обработку и составление сборников игр различной тематики (интеллектуальных, народных, спортивных, компьютерных, настольных, семейных и т.д.).
  •  

Программа «Семь «Я»

 

  • Что такое программа «Семь Я»? Это последовательная система действий, направленных на отбор и раннюю подготовку будущего кадрового корпуса организации.
  • Цель программы:
  • - развитие у детей и подростков коммуникативных и организаторских умений и навыков, необходимых лидерам детского коллектива.
  • Задачи программы:
  • - стимулировать стремление ребенка, подростка к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
  • - обеспечивать отбор и подготовку ребят с ярко выраженными организаторскими и педагогическими способностями для дальнейшего формирования из них лидерского корпуса организации;
  • - создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в детских коллективах;
  • - служить связующим звеном между программами, испытанием при переходе в другой ранг.
  • Сроки реализации программы: программа является одной из пяти основных, постоянно действующих.
  • Структура программы:
  • Программа состоит из двух частей, из которых 1-ая часть «Я - сам» реализуется в пионерских дружинах, а 2-ая «Лидер» реализуется районными (городскими), областными и Центральным Советом  ОО «БРПО».
  • Механизм реализации программы: 1 часть - «Я сам» состоит из серии клубных занятий, которые проводятся в четыре этапа.

 Этап

  Возраст 

 Ранг в БРПО 

 Ступень самопознания

 1

 4 класс (вторая половина уч. года)

 наследник

 Личность

 2

 5 класс (начало уч. года)

 исследователь

 Личность в общении

 3

 6 класс (начало уч. года)

 испытатель

 Личность в деятельности

 4

 7 класс (начало уч. года)

 лидер

 Личность лидера

  • Пройдя курс клубных занятий после каждого этапа член пионерской организации участвует в игре-испытании, чтобы получить следующий ранг.
  • 2 часть - «Лидер».
  • По итогам клубных занятий в районе (городе) отбираются те ребята - семи- и восьмиклассники, которые склонны к организаторской и педагогической деятельности. Из них могут формироваться 2 группы: А) районный клуб отрядных вожатых Б) районный (городской) пионерский штаб.
  • Группы работают при районном (городском) совете БРПО, каждая по своему направлению.

Областной Совет ОО «БРПО» ежегодно проводит слет (или тематическую лагерную смену) отрядных вожатых и слет (или летний лагерь актива) районных (городских) пионерских штабов.

Центральный Совет  ОО «БРПО» ежегодно проводит тематическую смену лидеров в НДЦ «Зубренок».

 

Программа «Спадчына»

 

Цель программы: помочь подросткам освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений, связи человека с природой.

Задачи программы:

  • приобщить подростков к восстановлению чести и величия имен и деяний людей, прославивших Беларусь;
  • развивать познавательный интерес к своим национальным и семейным  корням, пробуждать стремление продолжить традиции своего народа;
  • содействовать приобретению навыков самообслуживания, в том числе жизни в природе, формированию самостоятельности и ответственность.

Сроки реализации программы: программа является постоянно действующей, рекомендуемый возраст участников 11-12 лет, для участников областных и республиканских проектов 13-15 лет.

Структура программы:

Программа состоит из 3-х частей:

  1. часть - реализуется в пионерских дружинах;
  2. часть - на уровне районных (городских) и областных советов БРПО;
  3. часть - реализуется на уровне ЦС ОО «БРПО».

Механизм реализации программы: 1 часть реализуется в пионерской дружине в четыре этапа:

Этап

Сроки проведения

Содержание

1 этап

Сентябрь-октябрь

Овладение простейшими туристическими навыками +однодневный поход (один или несколько)

2 этап

Ноябрь-декабрь

Овладение навыками ориентирования и выживания в природе

3 этап

Февраль - апрель

Овладение навыками сбора краеведческого и этнографического материала, проведения экологического мониторинга

4 этап

Май - август

Проведение двух - трехдневных походов с элементами экологического мониторинга или краеведческой (этнографической) экспедиции.

2       часть реализуется районными (городскими) и областными советами в формах проведения праздников ремесел и фольклора с участием пионерских коллективов, краеведческих лагерей и экспедиций, экологических и краеведческих конференций и т.д.

        3       часть реализуется через проведение ежегодных республиканских краеведческих экспедиций, тематических палаточных лагерей, экологический мониторинг малых рек и водоемов.

 

Программа «Свой голос»

 

Цель программы

• разработка методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности, позволяющей самореализовывать себя детям и подросткам;

• создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной задачи.

Задачи:

• помощь маленькому человеку в ощущении себя свободной, полноценной личностью, равноправно со взрослыми включённой в систему средств массовой коммуникации общества;

• предоставление возможности ребёнку свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию, создавая при этом и свои собственные издания;
• поддержка самостоятельных детских изданий как средство самосознания, укрепления и развития ОО «БРПО», формирование позитивного общественного мнения по отношению к ОО «БРПО»;

• помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов;

• привлечение к сотрудничеству с детьми журналистов - профессионалов, общественных деятелей, учёных, творческих работников;

• формирование своего журналистского корпуса, который будет представлять интересы детей в обществе, защищать их позиции, формировать общественное мнение.

Участники программы:

Дети и взрослые, пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.

Организаторы Программы:

Центральный Совет Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.

Программа предполагает осуществление ряда проектов:

  1. «ДЕТИЗДАТ.» Помощь существующим и новым детским изданиям с участием самих детей. Составная часть проекта - подпроект «Мы вас видим, мы вас слышим» для ребят, увлечённых видеофильмами, звуковыми альбомами.

Механизмы реализации проекта:

• проработка правовых, материальных, финансовых аспектов, связанных регистрацией, выпуском, распространением средств массовой информации.

• распространение детских изданий по льготным расценкам, создание альтернативной службы распространения силами самих ребят;

• регистрация и поддержка малотиражных газет, журналов, альманахов, рукописных книг;

• создание экспериментальной лаборатории новых форм средств массовой коммуникации для детей.

2. «ЮНПРЕСС». Организация единой информационной службы детских новостей.

Пути реализации проекта:

• создание информационного детского агентства с филиалами на местах, оснащение его современным оборудованием;

• создание информационных тематических банков с абонентным обслуживанием;
• выпуск информационных вестников;

• создание архива и обменного фонда самодеятельной детской прессы, выпуск дайджестов;

• подключение к международной информационной системе.

3. «Окно в детство». Поддержка и пропаганда опыта создания детских страничек, детских подборок, полос во взрослых газетах и журналах, сюжетов в радио- и телепередачах.

Пути реализации проекта:

• обобщение существующего опыта работы взрослых изданий с юными журналистами;
• учреждение поощрительных премий, призов редакциям за работу с детьми;

• разработка плана совместных действий с Союзами с журналистов, министерствами, ведомствами, организациями - учредителями средств массовой информации.

4. «Рука друга». Поддержка юнкоровских коллективов, союзов и объединение их в Лигу малой прессы, которая займётся:

• организацией обмена опытом юных журналистов и их руководителей, проведением семинаров, курсов, выпуском методических пособий;

• организацией конкурсов, фестивалей детской прессы, проведением юнкоровских экспедиций, агитрейсов;

• организацией научно — исследовательской деятельности по изучению детской прессы, проведением социологических опросов, выработкой научнообоснованных рекомендаций;

• взаимообменами с зарубежными детскими изданиями, выпуском совместных изданий и т.д.

Этапы реализации программы:

1.Организационный. Создание действенного центра по реализации программы: организация Лиги малой прессы как механизма, способного поддерживать уже существующих изданий и коллективов юных журналистов.

2. Основной. Создание благоприятных условий для существования и появление новых объединений юных журналистов и информационной сети для полноценного приёма и распространения информации для самодеятельных изданий и всех заинтересованных организаций.

Ресурсное обеспечение программы:

Подготовка педагогов для работы по программе, реализации проектов, индивидуальной работы с детьми:

• проведение установочных, проектных, итоговых семинаров; творческих встреч; круглых столов старших вожатых, методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;

• проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших организаторов работы по программе.

Информационное.

Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного о программе:

• выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Свой голос» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст».

Научно-методическое
Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов:

• проведение научно-практических конференций;

• проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы;
• разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников, издание методических пособий, сценарных разработок;

• издание детского адаптированного варианта программы и методического сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.

Социально-педагогическое.

Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):

• анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;

• разработка пакета социально-педагогической диагностики.

Организационное

Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:

• разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому направлению программы;

• проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;

• организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы.
         Материально-техническое.

Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.