Программы ОО "БРПО"
Программа «Гражданин страны Пионерия»
Программа «Гражданин страны Пионерия» комплексная программа воспитательной деятельности в детском объединении.
Она является:
- образовательной, т.к. дает возможность получить новые звания, умения, навыки, развить положительные личностные качества;
- социально-педагогической, т.к. решает проблему, социальной адаптации детей и подростков, направлена на обеспечение прав личности на деятельность в рамках общественной организации;
- организационно-педагогической, т.к. создает условия для эффективной организации
деятельности пионерских организаций разного уровня; - межведомственной, т.к. предполагает взаимодействие пионерской организации с органами управление образования всех уровней, образовательными учреждениями различных типов.
Цель программы
Создание оптимальных условий для воспитания у детей и подростков ответственности перед настоящим и будущими поколениями, Родиной за результаты своей деятельности, развитие социального творчества.
Задачи:
Педагогические:
• развитие социальной активности и ответственности, стремления к поиску нового и способности находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных
ситуациях;
- развитие национального самосознания, гражданственности и патриотизма;
- расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края;
• сохранение традиции преемственности поколений, наполнение ее новым содержанием;
• формирование лидерского потенциала организации, ступеней его развития и реализации.
Кадровые:
• создание системы взаимодействия различных социальных институтов для реализации программы;
• создание системы обучения и стимулирования старших вожатых, методистов, руководителей работы по программе.
Информационные:
• обеспечение возможности многостороннего; обмена информации между всеми участниками программы;
• создание информационного банка методик, технологий; данных о детских и подростковых организациях и объединениях, участвующих в работе по программе, локальных программах, их авторах, руководителях, лидерах;
- привлечение средств массовой информации к освещению хода реализации программы, интересного опыта работа; наиболее творческих педагогов;
- издание печатной продукции (в том числе, периодических изданий) для обеспечения эффективной деятельности по программе;
- установление региональных связей с другими детскими объединениями,
объединениями, формирование банка, координация общих усилий различных организаций по осуществлению совместной деятельности.
Принципы реализации программы:
Принцип демократизации — создание предпосылок для развития активности и инициативы детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения, развитие самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по программе на всех уровнях.
Принцип прогностичности - работа на перспективу, обеспечение эффективного развития пионерской организации как воспитательной системы, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества.
Принцип дифференциации и индивидуализации - обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.
Принцип развития - каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий. Этот принцип реализуется через деятельность каждого ребенка - участника программы в зоне его ближайшего развития (каждый этап — ступенька роста).
Принцип непрерывности, комплексности и последовательности — развитие деятельности по программе в единой системе от простого к сложному, отказ от разовых не взаимосвязанных мероприятий, взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства.
Принцип вариативно-программного подхода — создание городских, районных программ, адаптированных программ деятельность первичных пионерских объединений с учетом особенностей развития конкретного коллектива.
Принцип специфичности пионерства - учет в конкретной ежедневной деятельности по программе основных идей, ценностей, традиций пионерской организации, отраженных в программных документах ОО «БРПО».
Участники программы:
Дети и взрослые, первичные пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.
Организаторы программы:
Центральный Совет Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.
Направления программы:
Программа включает семь направлений:
«Школа гражданского общества»
«Наша крепкая семья» '
«Моя дружина»
«Завтра — наука, сегодня — игра»
«Шагая заветными тропинками»
«Пионерский подарок»
«Идущие рядом и чуть впереди»
Первое направление: «Школа гражданского общества»
Гражданское образования является сегодня настоятельной необходимостью. Без знания своих прав и умения их отстоять, понимания обязанностей невозможно полноценное воспитание и развитие личности.
Задачи:
• развитие у детей и подростков осознания себя гражданами Республики Беларусь;
• формирование и укрепление у участников программы представления о значимости
прав человека в жизни общества, организации, каждого человека;
• изучение конкретных норм, выдающих права и свободы человека, применение их на практике при участии в управлении своей организацией;
- формирование представления о проблемах современности и путях их решения;
- умение защитить свои права и права других людей.
Основные формы работы:
- создание проектов «Моя организация и я хозяин в ней»;
- проведение конкурсов творческих работ «Я знаю свои права»;
• проведение деловых игр, круглых столов с участием представителей органов государственной власти.
Областные проекты: "Форум юных граждан"
Конкретный результат: Сборник документов «Моя организация и я хозяин в ней» по нормативно-правовому обеспечению деятельности детской организации.
Второе направление: «Наша крепкая семья»
Настоящая: организация не мыслится без связи поколений, от малышей, которые только-только начинают интересоваться жизнью пионерии; самых активных ребят среднего возраста; старшеклассников-помощников организации; наконец, ветеранов пионерии, мудрых и надежных советчиков.
Задачи:
- создание положительного имиджа пионерской организации для ребят младшего школьного возраста, вовлечение их в интересные и полезные дела;
- обучение отрядных вожатых;
- привлечение старшеклассников к работе с пионерами, определение принципов деятельности старшеклассников в пионерской организации; определение приоритетных направлений и форм работы;
- привлечение ветеранов пионерского движения к активному сотрудничеству с пионерской организацией.
Основные формы работы:
- организация работы Советов друзей октябрят (других органов актива,
ответственных за работу с малышами); - разработка проектов и программ деятельности для групп «октябрят»;
- проведение акций, операций «Пионерский сюрприз малышам», «Доброе дело в подарок», «Помоги маленькому другу»;
- создание пионерских игровых, концертных коллективов, для младших школьников;
- создание педагогических отрядов старшеклассников, обучение инструкторов.
Областные проекты: «Академия отрядных вожатых», «Поколение 21», «Я, ты и малыш».
Конкретный результат: Иллюстрированная детская книга «Азбука отрядного вожатого».
Третье направление: «Моя дружина»
Пионерская организация является самостоятельной частью школьной жизни Пионерская дружина особый детский коллектив, объединенный не только общей деятельностью (учеба, труд, отдых), но и общими целями, ценностями, субкультурой.
Задачи:
- создать в каждой дружине программу деятельности, созвучную с программой районной, областной, республиканской пионерской организации;
- сделать часть оформления пионерской комнаты своими руками; выработать свои правила общения в организации; праздники, традиции;
- создать и реализовать систем)' обучения актива организации; присуждения звания «Лучшая дружина».
Основные формы работы:
- формы коллективного планирования;
- Школы пионерского актива, в том числе, знаменных групп;
- конкурсы на лучшую пионерскую комнату (районные, городские);
- создание летописей дружины;
- выставки лучших летописей;
- конкурсы на лучший пионерский талисман;
- конкурсы-знакомства пионерских песен разных лет;
- очно-заочная школа пионерских специальностей.
Областные проекты: «Пионерский талисман» «Фестиваль пионерской песни», «Супер-пионер», «Моя дружина», «Лучшая пионерская дружина», «Лучший пионерский отряд».
Конкретный результат: присвоение званий «Супер-пионер», «Лучшая пионерская дружина», «Лучший пионерский отряд», «Лучшая областная пионерская организация».
Четвертое направление: «Завтра - наука, сегодня - игра"
В Республике Беларусь активно развивается юнармейское движение. Какие есть
находки, интересные формы работы, над чем еще стоит поразмыслить и поработать, вот на эти вопросы и найдем мы ответы в этом направлении.
Задачи:
- формирование положительного мнения у подростков о белорусской армии;
- восстановление в подростковой и детской среде традиционных понятий чести, воинского долга, службы Родине;
- укрепление исторического сознания в чувства национальной гордости;
- развитие взаимодействия пионерских объединений с воинскими частями.
Основные формы работы:
- проведение спортивно-патриотических игр, наполнение их гражданским и
патриотическим содержанием; - организация смотров юнармейских отрядов, в том числе профильных, посвященных 60-летию Великой Победы;
• организация пионерского шефства над одной из воинских частей;
• организация выставки летописей «Наша «Зарница».
Областные проекты: спортивно-патриотические игры «Вперед, мальчишки». (для октябрят), «Зарница».
Конкретный результат: Видеофильм «Наша «Зарница».
Пятое направление: «Шагая заветными тропинками».
Туризм и краеведение - важнейшие составляющие пионерской жизни. Пионеры собирают информацию об истории сел, деревень, улиц, помогают школьным музеям в пополнении экспозиций.
Задачи:
- продолжение работы по изучению истории родного края, посильное участие в его позитивном преобразовании, основы которых заложены при реализации программы «Спадчына»;
- развитие любви к родному краю, патриотизма. ,
Основные формы работы:
- сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры;
- создание рукописных книг, альбомов о жизни и борьбе пионеров в годы Великой отечественной войны, их вкладе в Победу,
- проведение конкурсов пионерских краеведческих работ, публикация наиболее интересных из них в школьных, районных, городских, областных и
республиканских СМИ; - овладение туристическими навыками, проведение пионерских соревнований по туризму,
- проведение пионерских краеведческих конференций.
Областные проекты: «Пионерская краеведческая конференция», «Пионерский музей».
Конкретный результат: Оформление постоянно действующих выставок в школьных, районных, краеведческих музеях, создание республиканского музея пионерской организации.
Шестое направление: «Пионерский подарок»
«Ни дня без доброго дела» таково главное правило пионеров. И нет ничего приятнее, чем получать подарки, особенно, сделанные своими руками.
Задачи:
- привлечение пионеров к социально значимой деятельности, развитие социальной инициативы;
- воспитание уважения к общественно-полезной деятельности, потребности
бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.
Основные формы работы:
• изготовление игрушек, поделок, картин, счетного материала для детских садов, школ-интернатов;
- изготовление подарков ветеранам;
- оформление школьных кабинетов, цветников;
- закладка пионерских скверов, аллей и др.
Областные проекты: Фестиваль пионерской игры, рождественская акция «Добрая дюжина».
Конкретный результат: создание районных (городских) пионерских аллей-скверов.
Седьмое направление: « Идущие рядом и чуть впереди».
Вожатый - надежный помощник и друг, наставник и психолог, артист и режиссер. Чтобы эффективно выполнять все эти функции — вожатый должен повышать свое профессиональное мастерство.
Задачи:
- создание мотивационных условий для профессионального роста вожатых;
- стимулирование положительных инициатив и творческой активности старших вожатых, выявление и распространение лучшего опыта;
- создание дифференцированной системы обучения и переподготовки кадров старших вожатых;
- создание оптимальной системы обучения вожатых в каждом районе.
Основные формы работы:
- проведение конкурсов профессионального мастерства старших вожатых, педагогов - организаторов, лидеров детских общественных объединений;
- проведение семинаров, творческих встреч, научно-практических конференций, круглых столов, Школ пионерского вожатого, других форм повышения квалификации.
Областные проекты: «Замечательный вожатый», «Академия вожатского мастерства».
Конкретный результат: Издание сборника "Советы бывалого вожатого».
Механизм реализации программы:
Участники сами вправе выбрать направления деятельности, участвовать в одном или нескольких из них, коллективно или индивидуально. Коллективные участники работают по адаптированным программам дружин, участвуют в районных, городских областных, республиканских мероприятиях, проводимых в рамках программы или по отдельным ее направлениям. Индивидуальные участвуют в работе очно-заочных школ, разнообразных интеллектуально-творческих играх (проводимых в республиканских средствах массовой информации и др.). Ребята из пионерских дружин, являющихся коллективными участниками программы, могут работать и индивидуально.
Участники могут выбрать не только направление, но и уровень работы по программе, последовательно повышать его.
1 уровень — досугово-познавательный. Главная задача на этом уровне — организовать интересный, познавательный досуг, дать первоначальные знания по содержанию направлений программы, создать мотивацию для более активного осознанного участия. Это эмоционально-мотивационный этап развития личности, адаптационный этап развития социального опыта.
2 уровень - исследовательский, поисковый (эвристический). Главная задача - дать углубленные знания по содержанию направлений программы, научить получать знания самостоятельно, учиться действовать на благо других людей, получать практические навыки. Это интеллектуально-поисковый этап развития личности, этап развития социального опыта: знание о предмете и способах деятельности.
3 уровень — творческий (креативный). Главная задача — создать условия для проявления лидерского, творческого потенциала ребенка, для преобразования его из участника в организаторы работы по программе. Это рефлексивно-созидательный этап развития личности, этап развития социального опыта: опыт деятельности вне стандартных ситуаций.
Ступени роста
Предполагается, что в процессе работы по программе пионерские объединения достигнут определенной степени роста в своем развитии. Это можно выявить и зафиксировать с помощью системы роста:
- «участник» - объединение участвует в реализации программы;
- «исполнитель» - выполняют определенную работу, но мало проявляют инициативу;
- «организатор» - сами организует работу.
Если индивидуальный участник внес посильный вклад в реализацию программы, участвовал в отдельных делах, проектах, ему присваивается звание «Активист».
Если индивидуальный участник являлся активным участником проекта, явился победителем одного из промежуточных этапов, проявил деловитость и инициативу, ему присваивается звание «Искатель» и он получает значок «За активное участие в программе «Гражданин страны Пионерия».
Если индивидуальный участник является лидером творческой группы, умеет организовать работу по проекту и повести других за собой, отличается добротой, отзывчивостью, ему присваивается звание «Мастер» и он получает значок «За инициативу и творческий поиск в работе по программе «Гражданин страны Пионерия».
На каждом уровне участники программы должны выполнить некоторый объем работ, принять участие в конкурсах, акциях, экспедициях и т.д. Выполняя их получать новые знания, информацию, осмыслить и применить их в своей деятельности. Например, для получения исследовательских навыков участникам программы предлагается самостоятельно или вместе со взрослыми работать в библиотеках, музеях, архивах и др. Результатом этих исследований могут стать отчеты, рефераты, видеоматериалы. Чтобы получить практические навыки необходимо заниматься в творческих коллективах, посещать кружки по интересам, заниматься в очно-заочных школах, овладевать «пионерскими специальностями». Делая каждый день добрые дела (помощь младшим, пожилым людям) дети и подростки также приобретают практические навыки.
В районных, городских, областных Советах пионерских организаций, Советах дружин создаются Штабы по реализации программы, которые организуют работу, фиксируют промежуточные и конечные ее результаты, консультируют ребят, если это необходимо. Награждение и подведение итогов на уровне области проводится один раз в год на Фестивале, в канун Дня пионерской дружбы. Ежегодно проводятся конкурсные мероприятия, в которых участвуют победители районных (городских) или областных туров (в соответствии с положениями).
Периоды работы по программе:
- организационный (сбор информации, планирование, презентация, сбор-старт, начало работы);
- основной (работа по программе на всех уровнях, мониторинг хода реализации);
- итоговый (подведение итогов работы, анализ, постановка новых задача).
Ресурсное обеспечение программы:
Подготовка педагогов для работы по программе, реализации проектов, индивидуальной работы с детьми:
- проведение установочных, проектных, итоговых семинаров; творческих встреч; круглых столов старших вожатых, методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;
- проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших
организаторов работы по программе.
Информационное
Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного о программе:
- выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Гражданин страны Пионерия» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст»;
- выпуск серии публикаций в средствах массовой информации о работе дружин, лучших старших вожатых;
- открытие рубрики «Гражданин страны Пионерия» на детских каналах телевидения.
Научно-методическое
Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов:
- проведение научно-практических конференций;
- проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы;
- разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников; издание методических пособий, сценарных разработок;
• издание детского адаптированного варианта программы и методического
сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.
Социально-педагогическое
Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):
- анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;
- разработка пакета социально-педагогической диагностики.
Организационное
Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:
- разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому
направлению программы; - проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;
• организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы.
Материально-техническое
Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.
Годовая циклограмма мероприятий по реализации программы
Сентябрь
- Сбор-старт программы;
- Учительский совет;
- Выездной семинар старших вожатых, методистов-координаторов детских
организаций;
Октябрь
- Курсы повышения квалификации педагогов-организаторов
- Старт игры в газете «Зорька»
- Сессия очно-заочной школы пионерского актива
- Академия отрядных вожатых
Ноябрь
- Фестиваль детских организаций
- Районные, областные комплексные игры и конкурсы по программе
Декабрь
• Пионерская неделя милосердия
Январь
• Зональные комплексные игры и конкурсы
Февраль
• Фестиваль пионерской игры
Март
- Фестиваль пионерской песни
- Районные конкурсы «Замечательный вожатый»
Апрель
- Пионерская краеведческая конференция
- Конкурс «Вожатый года»
Май
- Фестивали по подведению итогов работы по программе
- Эстафета радости
- Праздник посвященный Дню пионерской дружбы
Июнь .
• Спортивно-патриотическая игра «Зарница»
Июль
• Палаточные лагеря активистов работы по программе ~
Август
• Сбор пионеров СНГ
Ожидаемый результат
Личностный аспект предполагает пробуждение личностных качеств, стремления к самосовершенствованию, к определению своего места в жизни, приобретение жизненно важных умений и навыков, направленных на сохранение природы, воспитания чувства милосердия к окружающим, чувствам, справедливости и взаимоуважения.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы сотрудничества ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» позволит обеспечить:
- повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого
потенциала молодого поколения; - укрепление гражданской позиции, чувства патриотизма в детской и
молодежной среде; - повышение авторитета ОО «БРСМ» и ОО «БРПО» в Республике Беларусь;
- вовлечение детей, подростков и молодежи в активный процесс совместной практической деятельности;
- привлечение детей и подростков в ряды ОО «БРСМ» и ОО «БРПО».
Программа «Игра - дело серьезное»
- Цель программы - использовать потенциал игры для развития групповых и индивидуальных отношений, утверждения социально приемлемых норм взаимоотношений в пионерском коллективе.
- Сроки реализации программы: 1-й год жизнедеятельности пионерского коллектива.
- Задачи программы:
- - наполнить жизнь пионерского коллектива гуманными играми, способными выполнять психотерапевтическую, компенсирующую функцию;
- - создание ситуаций, в которых необходимо совместно вырабатывать правила, решения, оценивать результаты совместной работы, т.е. обучение взаимодействию;
- - создать ситуации коллективного переживания, которые сплачивают коллектив, гармонизируют коллективные цели и личные мотивы деятельности.
- Структура программы:
- Программа состоит из 2-х частей.
- 1 часть - "Игродром" - реализуется в пионерских дружинах.
- 2 часть " "Игротека" - Р(Г)С ПО, ОС ПО и ЦС ОО «БРПО».
- Механизм реализации программы:
- 1-я часть: серия индивидуальных и командных состязаний различных по сложности, содержанию, количеству участников, длительности.
- Планируется как движение отрядов к какой-либо умозрительной цели на карте страны ИКС (игры, конкурсы, состязания).
- Конкурсы должны быть максимально разнообразными:
- - по виду деятельности (интеллектуальные, спортивные, трудовые, творческие);
- - по содержанию (соревновательные, познавательные, сюжетно-ролевые).
- Для подведения промежуточных итогов используются жетоны, баллы, рисунки-символы.
- Зачет - командный. Могут подводиться промежуточные итоги. Окончательный итог участия отрядов в программе подводится в апреле на Неделе игры и игрушки.
- 2-ая часть: реализуется через игровые проекты, направленные на сбор, обработку и составление сборников игр различной тематики (интеллектуальных, народных, спортивных, компьютерных, настольных, семейных и т.д.).
Программа «Семь «Я»
- Что такое программа «Семь Я»? Это последовательная система действий, направленных на отбор и раннюю подготовку будущего кадрового корпуса организации.
- Цель программы:
- - развитие у детей и подростков коммуникативных и организаторских умений и навыков, необходимых лидерам детского коллектива.
- Задачи программы:
- - стимулировать стремление ребенка, подростка к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- - обеспечивать отбор и подготовку ребят с ярко выраженными организаторскими и педагогическими способностями для дальнейшего формирования из них лидерского корпуса организации;
- - создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в детских коллективах;
- - служить связующим звеном между программами, испытанием при переходе в другой ранг.
- Сроки реализации программы: программа является одной из пяти основных, постоянно действующих.
- Структура программы:
- Программа состоит из двух частей, из которых 1-ая часть «Я - сам» реализуется в пионерских дружинах, а 2-ая «Лидер» реализуется районными (городскими), областными и Центральным Советом ОО «БРПО».
- Механизм реализации программы: 1 часть - «Я сам» состоит из серии клубных занятий, которые проводятся в четыре этапа.
Этап |
Возраст |
Ранг в БРПО |
Ступень самопознания |
1 |
4 класс (вторая половина уч. года) |
наследник |
Личность |
2 |
5 класс (начало уч. года) |
исследователь |
Личность в общении |
3 |
6 класс (начало уч. года) |
испытатель |
Личность в деятельности |
4 |
7 класс (начало уч. года) |
лидер |
Личность лидера |
- Пройдя курс клубных занятий после каждого этапа член пионерской организации участвует в игре-испытании, чтобы получить следующий ранг.
- 2 часть - «Лидер».
- По итогам клубных занятий в районе (городе) отбираются те ребята - семи- и восьмиклассники, которые склонны к организаторской и педагогической деятельности. Из них могут формироваться 2 группы: А) районный клуб отрядных вожатых Б) районный (городской) пионерский штаб.
- Группы работают при районном (городском) совете БРПО, каждая по своему направлению.
Областной Совет ОО «БРПО» ежегодно проводит слет (или тематическую лагерную смену) отрядных вожатых и слет (или летний лагерь актива) районных (городских) пионерских штабов.
Центральный Совет ОО «БРПО» ежегодно проводит тематическую смену лидеров в НДЦ «Зубренок».
Программа «Спадчына»
Цель программы: помочь подросткам освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений, связи человека с природой.
Задачи программы:
- приобщить подростков к восстановлению чести и величия имен и деяний людей, прославивших Беларусь;
- развивать познавательный интерес к своим национальным и семейным корням, пробуждать стремление продолжить традиции своего народа;
- содействовать приобретению навыков самообслуживания, в том числе жизни в природе, формированию самостоятельности и ответственность.
Сроки реализации программы: программа является постоянно действующей, рекомендуемый возраст участников 11-12 лет, для участников областных и республиканских проектов 13-15 лет.
Структура программы:
Программа состоит из 3-х частей:
- часть - реализуется в пионерских дружинах;
- часть - на уровне районных (городских) и областных советов БРПО;
- часть - реализуется на уровне ЦС ОО «БРПО».
Механизм реализации программы: 1 часть реализуется в пионерской дружине в четыре этапа:
Этап |
Сроки проведения |
Содержание |
1 этап |
Сентябрь-октябрь |
Овладение простейшими туристическими навыками +однодневный поход (один или несколько) |
2 этап |
Ноябрь-декабрь |
Овладение навыками ориентирования и выживания в природе |
3 этап |
Февраль - апрель |
Овладение навыками сбора краеведческого и этнографического материала, проведения экологического мониторинга |
4 этап |
Май - август |
Проведение двух - трехдневных походов с элементами экологического мониторинга или краеведческой (этнографической) экспедиции. |
2 часть реализуется районными (городскими) и областными советами в формах проведения праздников ремесел и фольклора с участием пионерских коллективов, краеведческих лагерей и экспедиций, экологических и краеведческих конференций и т.д.
3 часть реализуется через проведение ежегодных республиканских краеведческих экспедиций, тематических палаточных лагерей, экологический мониторинг малых рек и водоемов.
Программа «Свой голос»
Цель программы
• разработка методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности, позволяющей самореализовывать себя детям и подросткам;
• создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной задачи.
Задачи:
• помощь маленькому человеку в ощущении себя свободной, полноценной личностью, равноправно со взрослыми включённой в систему средств массовой коммуникации общества;
• предоставление возможности ребёнку свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию, создавая при этом и свои собственные издания;
• поддержка самостоятельных детских изданий как средство самосознания, укрепления и развития ОО «БРПО», формирование позитивного общественного мнения по отношению к ОО «БРПО»;
• помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов;
• привлечение к сотрудничеству с детьми журналистов - профессионалов, общественных деятелей, учёных, творческих работников;
• формирование своего журналистского корпуса, который будет представлять интересы детей в обществе, защищать их позиции, формировать общественное мнение.
Участники программы:
Дети и взрослые, пионерские коллективы, районные (городские), областные пионерские организации, детские объединения (клубы) учреждений внешкольного образования, другие детские организации.
Организаторы Программы:
Центральный Совет Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», Областные и Минский городской Советы пионерской организации.
Программа предполагает осуществление ряда проектов:
- «ДЕТИЗДАТ.» Помощь существующим и новым детским изданиям с участием самих детей. Составная часть проекта - подпроект «Мы вас видим, мы вас слышим» для ребят, увлечённых видеофильмами, звуковыми альбомами.
Механизмы реализации проекта:
• проработка правовых, материальных, финансовых аспектов, связанных регистрацией, выпуском, распространением средств массовой информации.
• распространение детских изданий по льготным расценкам, создание альтернативной службы распространения силами самих ребят;
• регистрация и поддержка малотиражных газет, журналов, альманахов, рукописных книг;
• создание экспериментальной лаборатории новых форм средств массовой коммуникации для детей.
2. «ЮНПРЕСС». Организация единой информационной службы детских новостей.
Пути реализации проекта:
• создание информационного детского агентства с филиалами на местах, оснащение его современным оборудованием;
• создание информационных тематических банков с абонентным обслуживанием;
• выпуск информационных вестников;
• создание архива и обменного фонда самодеятельной детской прессы, выпуск дайджестов;
• подключение к международной информационной системе.
3. «Окно в детство». Поддержка и пропаганда опыта создания детских страничек, детских подборок, полос во взрослых газетах и журналах, сюжетов в радио- и телепередачах.
Пути реализации проекта:
• обобщение существующего опыта работы взрослых изданий с юными журналистами;
• учреждение поощрительных премий, призов редакциям за работу с детьми;
• разработка плана совместных действий с Союзами с журналистов, министерствами, ведомствами, организациями - учредителями средств массовой информации.
4. «Рука друга». Поддержка юнкоровских коллективов, союзов и объединение их в Лигу малой прессы, которая займётся:
• организацией обмена опытом юных журналистов и их руководителей, проведением семинаров, курсов, выпуском методических пособий;
• организацией конкурсов, фестивалей детской прессы, проведением юнкоровских экспедиций, агитрейсов;
• организацией научно — исследовательской деятельности по изучению детской прессы, проведением социологических опросов, выработкой научнообоснованных рекомендаций;
• взаимообменами с зарубежными детскими изданиями, выпуском совместных изданий и т.д.
Этапы реализации программы:
1.Организационный. Создание действенного центра по реализации программы: организация Лиги малой прессы как механизма, способного поддерживать уже существующих изданий и коллективов юных журналистов.
2. Основной. Создание благоприятных условий для существования и появление новых объединений юных журналистов и информационной сети для полноценного приёма и распространения информации для самодеятельных изданий и всех заинтересованных организаций.
Ресурсное обеспечение программы:
Подготовка педагогов для работы по программе, реализации проектов, индивидуальной работы с детьми:
• проведение установочных, проектных, итоговых семинаров; творческих встреч; круглых столов старших вожатых, методистов Домов детского творчества, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей;
• проведение конкурсов профессионального мастерства, поощрение лучших организаторов работы по программе.
Информационное.
Содействие информационному обмену между участниками программы, создание положительного общественного о программе:
• выпуск постоянной рубрики, организация заочной игры по программе «Свой голос» в газетах «Зорька» и «Переходный возраст».
Научно-методическое
Внедрение научных подходов в практику работы детских коллективов:
• проведение научно-практических конференций;
• проведение научных социологических исследований о ходе реализации программы;
• разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников, издание методических пособий, сценарных разработок;
• издание детского адаптированного варианта программы и методического сопровождения к нему, касающегося приобретения пионерских специальностей.
Социально-педагогическое.
Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств детей-участников):
• анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе;
• разработка пакета социально-педагогической диагностики.
Организационное
Организация систематической целенаправленной деятельности по реализации программы:
• разработка положений о республиканских, областных проектах по каждому направлению программы;
• проведение круглых столов с руководителями государственных структур, органов управления образованием, других учреждений и ведомств для координации работы по программе;
• организация мероприятий для детей и педагогов в рамках программы.
Материально-техническое.
Обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.